8.15 19157
7.50 358

Онлайн Мертвые души смотреть

Вдохновлённый мировой славой поэмы Николая Васильевича Гоголя, этот сериал повествует о бесстыжести авантюриста Павла Ивановича Чичикова, который ловко притворяется состоятельным помещиком. Его прибытие в провинциальный город становится событием: он стремится завоевать доверие и благосклонность местных влиятельных фигур, выстраивая свою личность на ложной основе роскоши и богатства. В скором времени обманщик становится желанным гостем светских раутов и застолий, легко вольётся в компанию богатых помещиков. Однако никто не догадывается о подлинных намерениях Чичикова, который скрывает свою истинную сущность под маской благородного дворянина. Его целью является приобретение «мертвых душ» – крестьянских жизней, официально числящихся как живые в документах помещиков. Сделкам Чичикова нет остатка от правды: он оформляет крестьян на свое имя, игнорируя их фактическое отсутствие в мире живых. Его мотив - жажда невероятного богатства, в которое он верит до самого конца. Но судьба преподносит ему неожиданный поворот: его тщательно выстроенная конструкция обмана рушится, общество разоблачает истинное лицо хитроватого мошенника, лишая его последней маскировки.
Актеры:
Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский
Режисер:
Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, отечественные, исторические, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5 (09.08.2013)
Рецензии
Экранизация поэмы "Мертвые души" - это настоящая неожиданность. Как часто фильмы, снятые по книге, оставляют зрителей равнодушными, не сумев до конца раскрыть глубины и многоплановость литературного оригинала. Вместо богатой фантазии и целостности мы получаем бледный отблеск книги, где рассыпается художественный замысел автора под натиском режиссерской воли. В большинстве случаев проблема кроется в том, что каждый читатель создает свои собственные образы героев, наделяя их яркими чертами внешности, голоса и манер поведения. Но кино привносит свой взгляд, искажая наше представление о том, как должны выглядеть персонажи. В результате мы сталкиваемся с дисгармонией между нашим внутренним видением и увиденным на экране, что порождает разочарование у многих любителей книг. Однако фильм "Мертвые души" — это исключение из правил. Здесь даже если обнаруживается расхождение с литературным первоисточником, то оно обусловлено лишь отсутствием воображения у зрителя, не дофантазировавшего некоторые детали. Сам сюжет преподнесен в увлекательной и захватывающей форме. В фильме мы видим Гоголя, глубоко погруженного в свои размышления. Он сжигает листы рукописи, словно избавляясь от боли и разочарования. Задыхаясь от горячих испарений пламени, он обращается к раскрытому окну: "Что ты хочешь от меня, Русь?". Его голос дрожит от волнения, его мысли блуждают в хаосе. Великолепная актерская игра передает все страдания и сомнения писателя, его внутренний конфликт и стремление найти ответы на вечные вопросы. Внезапно в комнату входит ангел - светлый, белый человек. Он подходит к Гоголю, кладет ему руку на плечо. Эта неожиданная сцена завораживает зрителя, увлекая его судьбой писателя. Мы забываем о "Мертвых душах", погружаясь в интригу этого внезапного появления. Режиссер мастерски использует этот поворот сюжета, заставляя нас забыть о первоначальном ожидании. Он создает напряженную атмосферу, захватывает внимание зрителя и открывает новую грань повествования. Далее мы узнаем, что ангел - это вдохновение, молодое лицо, которое доносит до Гоголя его миссию: создать то, что поможет людям, научит их, изменит их судьбы. Гоголь начинает свой путь, спеша по дороге. Эта дорога символизирует творческий взлет писателя. Раньше он был охвачен раздражением и безысходностью, задавал риторические вопросы, но не находил ответов. Встреча с ангелом открывает ему новую перспективу, новый путь. Мы видим неизвестную семью, где только что родился ребенок. Гоголь стоит за дверью, прислушиваясь к происходящему. Он говорит о появлении главного героя поэмы, которое едва заметно для окружающих. Режиссер подчеркивает необычайность этого события: он ставит писателя в роль наблюдателя, словно Гоголь ждал появления своего героя и увидел его рождение в самой обыденной обстановке. Затем мы переносимся в другую атмосферу - комнату, где Гоголь встречается с мужем-писателем. Мужчина улыбается и готовит перо и чернила. Гоголь произносит "С Богом!" трижды, что свидетельствует о его волнении. Он пьет три стакана воды, садится перед мужчиной и бережно раскрывает свою тетрадь: "В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...". Именно с этого момента мы понимаем, как создавалась знаменитая поэма "Мертвые души". Гоголь рассказывает о внешности главного героя, а зритель видит перед собой ту самую бричку и господина, описанного автором. Перед нами то, чего мы ждали: приезд Чичикова в город. Фильм представляет собой соединение диктуемых Гоголем предложений и наглядных подтверждений - сюжета самого произведения. Режиссер показывает нам как писателя, так и его работу. Сюжет поэмы был подсказан А.С. Пушкиным, которого Гоголь глубоко уважал. Он хотел показать всю Русь, ответить на вопрос: "Русь, куда несешься ты?". Поэма - это сложная многомерная композиция, перекликающаяся с тематикой «Божественной комедии» Данте. В ней Гоголь раскрывает круги ада: первый круг — помещики, второй — чиновники, третий — высшие чиновники ("Повесть о капитане Копейкине"). Но название "Мертвые души" имеет двойное значение. С одной стороны, это действительно умершие крестьяне, не списанные по документам. С другой стороны, это мертвые души помещиков — живых и невредимых людей, которые мертвы в моральном плане. Каждый из них воплощает определенный человеческий порок. "Мертвые души" - поэма благодаря лирическим отступлениям Гоголя, где он отвечает на главные вопросы бытия. Через эти ответы мы понимаем основную идею произведения: показать судьбу России и ее будущее. Гоголь восхищается русской землей, ее красотой и величием. Он верит, что самая чистая красота заключается в простоте и гармонии природы и народа. Несмотря на иронию, пронизывающую все произведение, Гоголь подчеркивает особое предназначение России. В самом начале фильма Гоголь обращается к Родине: "Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?.. Русь! чего же ты хочешь от меня? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи..?". Гоголь восхищался необъятными просторами России: "Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?". В поэме олицетворением России становится птица-тройка. "Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи". И заканчивает Гоголь "Мертвые души" всем известным лирическим отступлением о птице-тройке: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим гудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа… Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства". Говоря о птице-тройке, нельзя не упомянуть о Чичикове, предпринимателе. Актуальность фильма и самого произведения заключается в том, что все эти пороки до сих пор не исчезли из нашей жизни. Они живут во всех нас - хитрый Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин. В завершении писатель задается сложным вопросом, ответ на который найдется только в глубине души: "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?". И каждый должен ответить на этот вопрос сам.
"Мертвые души" – это не просто название, а точный удар по самому уязвимому месту русской действительности. В этом гениальном произведении Николая Гоголя каждый персонаж живет своей неповторимой жизнью, затягивая зрителя в водоворот событий и заставляя его наблюдать с partecipazione. Неудивительно, что произведения Гоголя легко экранизируются – они словно созданы для воплощения на большом экране. Режиссер Михаил Швейцер, которому, пожалуй, от Бога дарованы дар и талант, сумел передать всю глубину и тонкость гоголевской поэмы в своем фильме. Спустя время, погружаясь в мир фильма, зритель ощущает, что реальные "мертвые души" – это те, кто утратил связь с жизнью, застряв в пустоте своего существования. Помещики, хозяева этих "мертвых душ", оказались неспособными двигать Россию вперед, превратившись самим препятствием на пути к новому, идущему классу предпринимателей, воплощенному в лице Чичикова. Чичиков, несмотря на свой цинизм и корысть, нельзя отнести к числу "мертвых душ". Он – единственный персонаж в гоголевском мире, который реализует свои планы, не довольствуясь лишь размышлениями о них, как делает Манилов. Режиссер мастерски доносит эту мысль до зрителя. Фильм и произведение "Мертвые души" остаются актуальными и по сей день. Каждый из нас может найти себя в этих страницах – с непонимающей улыбкой отвернуться от собственного отражения в зеркале, сказав: "Это не про меня!". Но человеку всегда сложно взглянуть на себя со стороны. И когда он все же это делает, то с трудом признает самого себя в этом образе. Вот в этой вечной актуальности и гениальности Гоголя заключается его истинная ценность. Успешное экранизирование русской классики – яркий пример того, как кинематограф может стать инструментом передачи бессмертной русской культуры будущим поколениям.
Творчество Николая Васильевича Гоголя всегда было поистине уникальным и блистательным, но его шедевр «Мертвые души» – это не просто литературное произведение, а яркий калейдоскоп русской действительности дореволюционной эпохи. В нем автор с исключительной острой критикой обнажает упадок нравственности общества, показывая трагическое состояние человеческих душ. Центральной фигурой в этом эпическом повествовании является Чичиков, странник по жизни, сталкивающийся на своем пути с галереей людей, одержимых тщеславием, безумием и духовной пустотой. Их тела живы, но души уже давно умерли, поглощенные жадностью, алчностью и беспредельным стремлением к обогащению. Имперская Россия того времени – это безжалостный лабиринт из лжи, лицемерия и корысти, где человечность растворяется в ослепительных лучах золотых монет. «Мертвые души» – это уникальный роман в мировой литературе, где нет ни одного положительного героя. Каждое создание Гоголя, от мелких чиновников до богатых помещиков, пронизано греховностью и мерзкостью. Их характеры искажены пороками, они не располагают к себе и отталкивают зрителя своей безнравственностью. Погрузившись в этот кипящий котел нравственных страстей, мы неизбежно ставим перед собой вопрос: изменилось ли что-то сегодня? Убедившись в том, что Гоголь предвосхитил многие проблемы, актуальные и для нашего времени, мы понимаем глубину его гения. Телесериальная адаптация «Мертвых душ», хотя и обладает определенной интересной фактурой, но хромает на низком качестве изображения. Эпохальное произведение в таком формате трудно воспринимается современным зрителем. Однако, несмотря на технические недостатки, мастерство художников и режиссеров, с painstaking attention к деталям, передают атмосферу времени, а актерская игра доносит до нас глубину психологических конфликтов персонажей.