8.20 34111
7.90 2400

Онлайн Сибириада смотреть

В глуши дремучей тайги, где мохнатые болота сплетаются с крохотным деревушкой, затерянным в густой зелени, противостояние ведется уже не одно столетие. Семьи Устюжаниных и Соломиных – враги от рождения, разделенные непримиримой идеологией и глубоко укоренившемся презрением друг к другу. Как будто проклятье с давних пор закрепило между ними границу: ни шагу ближе метра, только холодное презрение в глазах и ярость в сердцах. Их противостояние – метафора перемен в обществе, отражение неизбежной коллизии традиций и нового миропорядка. Истоки вражды уходят корнями в прошлое. Николай, юный представитель рода Устюжаниных, совершает дерзкий поступок – крадет пропитание из кладовых богатых Соломиных. В это же время, олицетворение сильного духа и стойкости, отец Николая уже многие годы в одиночку сражается с непроходимой тайгой, рубит деревья, стараясь выжить в этих суровых условиях. Однако тайга хранит свои секреты. Таинственный дедушка, обитающий в глухой чащобе, – фигура загадочная и всезнающая, его имя на слуху у каждого жителя села Елань. Он словно шепчет истории о прошлом, предсказывая будущее… Судьба, словно неумолимый судья, решает перевернуть их мир. Карусель из непредвиденных и трагических событий сближает эти враждующие семьи, вынуждая их пересмотреть свои убеждения и открыть для себя неожиданную истину: настоящая близость возможна только через преодоление преград и разделение, а прощение – это путь к истинному единству.
Актеры:
Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Виталий Соломин, Владимир Самойлов, Паскаль Обье, Иван Дмитриев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Виктор Проскурин
Режисер:
Андрей Кончаловский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 4 (10.12.2013)
Рецензии
На сибирских просторах развертывается эпическая картина, простирающаяся не только в пространстве, но и во времени. Это не просто земля – это таинственная вселенная, точка отсчета, где встречаются материальное и духовное. Здесь тишина, подобная той, которую создавал Тарковский, разбита лишь появлением человека, вносящего невообразимый заряд жизни. Жизнь, которая жаждет общения, долгих встреч, размышлений. Глубина женских глаз, в которых мерцают могучие кедры и скромные клюквенники, отражает русское всепрощение – трепетное, нежное. Молодые сосны, словно хранители соборности, прячут ее у широкой речки, ожидая заблудшего путника. Рядом с болотами, заполнившими равнинные земли, живет «бердяевская» экзистенциальность – грустная и мучительная. А апофеозом всему этому гротеску служит старинный космизм, полный морщин, словно движущийся под лунным светом по проселочной дороге. Это поэма современности, которая течет с равной силой через звон ветвей на морозе и руки рабочего, прячущего их в карманы грязного тулупа. 20-й век – это поэма Андрея Кончаловского. «Сибириаду» сравнивали с многим, еще в 1978 году «Таймс» провела аналогию со знаменитыми «Унесенными ветром». Но любой взгляд, даже самый поверхностный, заметит глупость такого сравнения. Американский эпос основан на человеческих взаимоотношениях во время войны, а русская поэма рвется к корням, проникает в саму суть русской истории. Кончаловский удивительно умело сочетает в одной картине огромное разнообразие тем, сюжетов и героев, отдаваясь булгаково-толстовской мудрости. Все они тщательно прорисованы с душой. На том же яру, где следила за уходящими со своей земли соборность, стоят две семьи – олицетворение русских характеров, смотрящие друг на друга. Соломины – юркие, много повидавшие и многое усвоившие, представляющие собой яркий пример зажиточности. Устюжанины – косные, однобокие романтики, которым сложно ужиться друг с другом и другим. В «Сибириаде» они символизируют вольнодумие, проходящее сквозь всю историю Российского Государства. Обе семьи замкнуты на своих проблемах и оттого саморазрушительны, но всегда готовы к милости и прощению. Отдельно от всех находится Вечный Дед – его образ представлен только одним актером – Павлом Кадочниковым. Он – бессменный настоятель невидимого монастыря, пастырь прихода, где никому нет покоя, являющий саму суть единения между человеком и окружающим миром. Всю поэму пронизывают нити метафоричности, настолько глубокие, что «авось» становится философской аксиомой, направляющей к смирению и стремлению к борьбе одновременно. Перехода между ними часто не найти. Именно в этой наивной неспособности найти компромисс появляются революционные настроения, несущие как разрушение, так и жизнь. В этом присутствует мистицизм, спрятанный Кончаловским, который поставил перед собой определенные задачи. Вместе с метафоричностью он создает мистический опыт в глубине своей – это опыт единения человека и абсолютной истины. Даже метафора побега из родного дома на чужую землю как пути к гибели и возвращения как нового рождения души очень мистична. В православные храмы всегда входят с запада (заката), удаляясь на восток от тьмы к восходу солнца, приближаясь к свету. Недаром староверов, предугадывающих судьбы, несло к востоку, и туда же увезли спустя много веков ссыльных декабристов. Среди работавших над этой лентой нельзя выделить кого-то одного. Операторы, запечатлевшие камерами вибрирующее затишье перед экспрессивными поворотами событий, ни в чем не уступают безумно профессиональному блестящему ансамблю актеров, поражающих своей игрой, и композитору, создавшему уникальное творение. И все это пропитано силой земли сибирской, соизмеримо с работой всей съемочной группы. А ведь съемки проходили близ Томска в селе Нагорный Иштан – очередной поэтический недочет. В конце концов, на голову режиссера ссыпали все возможные шишки. Больше всего возмущалась интеллигенция, известная своей кроткостью перед властью и озлобленностью по отношению к остальным. И госзаказ упоминали, забыв о финансировании госбюджетом собственных «правильных» картин. И язвили по поводу соцреализма, умалчивая о «Коммунисте», который поразил всю Венецию в 1958 году и просто ошарашил жюри талантом Евгения Урбанского. Не пропустили мимо глаз эту ленту и сельские знатоки, оказавшиеся на вершинах городских многоэтажек. Но ведь большое заметно только издалека. И даже самая суровая критика в итоге покажется отголоском чего-то. А в наше время становится все сложнее отличить критику от беспринципного хамства и уличной ругани, исходящей от испорченной министерством образования молодежи, которая в принципе даже не виновата в своих пустых взглядах. Но судьба сыграла шутку – собственная метафора Кончаловского осталась только на пленке, отвернувшись от востока, ему не довелось испытать триумфа «Сибириады».
Это четырёхсерийное творение советского кинематографа погружает нас в атмосферу давно минувшей эпохи. Изначально проект задумывался как пропагандистская хроника жизни нефтяников, но со временем авторы сфокусировались на более глубоких темах – взаимоотношениях поколений, контрасте судеб бедных и состоятельных семей того времени. Фильм поражает своей достоверностью: кадр за кадром мы видим пронизывающую простоту быта, узнаваемое в деталях убранство домов, модный на то время гардероб героев. Это всё как будто открывает окно в мое детство – летние дни в деревенском доме с деревянным полом, густой зеленью леса и тихим плеском озера. Картина пробуждает глубокие воспоминания о сельской жизни, о неторопливом течении времени и незабываемой атмосфере покоя. В этом фильме находят отражение взаимопонимание и тонкая грань отношений между людьми разных возрастов и социального статуса. Приятно отметить, что в проекте принимали участие многие именитые артисты. Хотя в то время их слава не была так велика, как сегодня, теперь каждый из них – настоящая легенда советского кино. Молодость, красочность и талант каждого актера составляют неразрывный ансамбль этого фильма. Эта картина оставила у меня неизгладимое впечатление, подарила ощущение теплоты и ностальгии по былой жизни.
Величественная эпопея Кончаловского, развернувшаяся на сибирской земле. Село Елань становится сценой противостояния двух могущественных кланов: зажиточных Соломиных и бедных Устюжаниных. Вражда, разгорающаяся сквозь века, прочно вплетается в их судьбы. Картина предстаёт как поразительная симфония драматизма, трагического меланхолия и авторских фантазий с тарковской аурой – хотя сам Тарковский эту связь не признавал всерьёз. Фильм приоткрывает вечный дилемму прогресса через призму глубинной деревни, где время застывает на десятилетия, а внезапные глобальные события взрывают устоявшийся порядок, ломая судьбы людей в ускоренном темпе. Изысканный кадр наполнен звёздами советского кино, а эпическая музыка Эдуарда Артемьева – подобно шедевру Жара – овевает картину неповторимым звучанием. Хотя «прогресс» в фильме пропитан пафосом патриотизма, сердце положено на тонкий психологизм отношений людей и неизгладимую связь поколений. Ошеломляющий успех фильма на Каннском фестивале 1979 года – Гран-при! Но главный приз и награда режиссёру были по политическим причинам отменены.
Этот фильм – настоящий шедевр, пронзающий душу и заставляющий переосмыслить свою жизнь. После просмотра его хочется оставить городской хаос позади и укрыться в объятиях сибирской тайги, где нет места суете и людским сплетням. Представить себя простым рабочим, живущим в гармонии с природой, ощущая шепот вековых деревьев и видя душу в острых глазах диких зверей – это мечта, которая проникает глубоко в сердце после просмотра этого фильма. Он рисует картину мира, где люди живут по-настоящему честно, руководствуясь моралью и твердыми убеждениями. Их стремление к цели единообразно как мощный поток, несущийся вперед с силой прилива. Конечно, это напоминает советские пропагандистские мотивы, но не стоит забывать о том, что искренность и устремленность к свету – ценности, которые сегодня кажутся особенно дорогими в эпоху хаоса и дезинформации. Фильм пронизан трогательностью и красотой. Сюжетные линии переплетаются с невероятной оригинальностью, а казалось бы банальные сцены обретают глубину и неповторимый шарм. Прекрасная музыка дополняет картину, создавая атмосферу полного погружения в этот мир. Это – обязательный к просмотру фильм для каждого, кто стремится найти истинные ценности и вдохновение в мире.